Вторник, 27.06.2017, 01:24 | Приветствую Вас Гость

Безопасность жизнедеятельности

Главная » Статьи » Мои статьи

1.7

Тема № 1.7. «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ   ЧС. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЧС».

Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях (ЧС) составляют отдельные разделы законов «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности », « О радиационной безопасности населения », « О борьбе с терроризмом », « О гражданской обороне ». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.). В гл. I «Общие положения» закона разъясняются его основные понятия, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности и информации о ЧС. Гл. II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ; гл. III - принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС; гл. IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС; гл. V связана с подготовкой населения к ЧС; гл. VI - с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; гл. VII - с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области; гл. VIII посвящена международным договорам по защите от ЧС.
Основным видом нормативно-технической документации по ЧС является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) —22 система ГСС. Она включает в себя 10 групп стандартов. Их наименование, определяющее содержание, приведено ниже( номер группы, наименование групп стандарта, кодовое наименование):

  1. группа 0 – основополагающие стандарты – основные положения;
  2. группа 1-- стандарты в области мониторинга – мониторинг и прогнозирование;
  3. группа 2 – стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства – безопасность объектов народного хозяйства;
  4. группа 3 – стандарты в области обеспечения безопасности населения—безопасность населения;
  5. группа 4 – стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов -  безопасность населения;
  6. группа 5 – стандарты в области  обеспечения безопасности с/х животных и растений – безопасность с\х животных и растений;
  7. группа 6 –стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения – безопасность воды;
  8. группа 7 – стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения – управление, связь и оповещение—управление, связь , оповещение;
  9. группа 8 – стандарты в области ликвидации ЧС – ликвидация ЧС;
  10. группа 9 -- стандарты в области технического оснащения аварийно--спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей—аварийно—спасательные средства;
  11. группа  10, 11 – резерв.

           Стандарты группы 0 устанавливают:

  1. основные положения (назначение, структура, классификация) комплекса стандартов БЧС;
  2. основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;
  3. классификацию ЧС;
  4. классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности;
  5. номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;
  6. предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС;
  7. основные положения и правила метрологического обеспечения контроля состояния сложных технических систем в ЧС.

В системе стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» принята следующая система обозначений: ГОСТ 22.Х.ХХ-XX,  где X.-- номер группы в системе; XX - соответственно номер стандарта в группе и  следующие  ХХ--год регистрации или пересмотра стандарта.
Значит, если нам нужен стандарт «БЧС. Защита населения. Основные положения», необходимо искать его в 22 системе ГСС в группе 3, где и находим его как ГОСТ 22.3.03--94.
Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает систему мер предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Она включает в себя соответствующие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.
РСЧС включает в себя территориальные и функциональные подсистемы, имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный. Главный орган федерального уровня — МЧС (министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий).
Территориальные подсистемы РСЧС субъектов РФ состоят из звеньев, соответствующих принятому в России административно-территориальному делению. Каждая территориальная подсистема (звено) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и включает в себя координирующий орган — комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС) (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую, объектовую) и орган повседневного руководства (центр управления и дежурно-диспетчерскую службу), силы и средства функциональных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские, материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения.
Структура территориальных подсистем и их звеньев определяются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи конкретных регионов, организация и порядок функционирования территориальных подсистем и их звеньев определяются положениями, утвержденными соответствующими органами исполнительной власти.
Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в порученных им отраслях экономики.
В состав сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием потенциально опасных объектов и в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обязанности и ответственность технических работников предприятий в части соблюдения законодательства по БЖД определена в рассмотренных выше основных законах. Конкретные обязанности оговариваются в должностных инструкциях.
За нарушения законодательства по БЖД технические работники несут ответственность. Дисциплинарная и уголовная (административная) ответственность применяется только к должностным лицам. За нарушение требований КЗОТ и Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», кроме того предусмотрена материальная ответственность, а за нарушение закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - гражданско-правовая ответственность. Последняя требует возмещения не только нанесенного по чьей-то вине материального ущерба, но и упущенной выгоды. Например, если в результате нарушения требований технологического регламента произошел аварийный выброс ядовитых веществ и погибла растительность садовых участков, то возмещению подлежит не только стоимость деревьев и кустарников, но и стоимость несостоявшегося урожая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходной контроль по теме № 1.7. «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ   ЧС. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЧС».
1. Что составляет правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях (ЧС)?
2. Какой правовой акт является основополагающим законом, регламентирующим организацию
работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий?
3. Что говорится  в главе I «Общие положения» закона?
4. О чём говорится в отдельной статье закона?
5. Чему посвящена  глава II  закона?
6. Чему посвящена  глава III закона?
7. Что определяет глава IV закона?
8. С чем связана глава V Закона?
9. С чем связана глава VI  закона?
10. С чем связана глава VII  закона?
11. Чему посвящена глава VIII закона?
12. Что является основным видом нормативно-технической документации по ЧС?
13.Сколько групп стандартов она включает в себя?
14. Назовите наименование групп стандарта и их кодовое название.

  1. группа 0;     
  2. группа 1;
  3. группа 2;
  4. группа 3;

15. Назовите наименование групп стандарта и их кодовое название.

  1. группа 4;
  2. группа 5;
  3. группа 6;
  4. группа 7;

16. Назовите наименование групп стандарта и их кодовое название.

  1. группа 8;
  2. группа 9;
  3. группа  10, 11.

17. Расшифруйте «ГОСТ», «ОСТ», «СТ».
18. Что устанавливают стандарты группы 0? (семь положений)
19. Расшифруйте в системе стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»  следующую
систему обозначений: ГОСТ 22.Х.ХХ – XX,  где X – это?     XX – это?      ХХ – это?
20. Расшифруйте ГОСТ 22.3.03 – 94.
21. Каким Положением определено государственное управление в ЧС?
22. Что обеспечивает РСЧС?
23. Что она включает в себя?
24. Какие подсистемы и уровни включает в себя РСЧС?  
25. Как называется главный  исполнительный орган федерального уровня РСЧС?
26. Из чего состоят территориальные подсистемы РСЧС субъектов РФ?
27. Для чего предназначена  и что включает в себя каждая территориальная подсистема
      (звено)?
28. Кем и для чего создаются функциональные подсистемы?
29.  Что входит в состав сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС?
30. Какую ответственность за нарушения законодательства по БЖД несут технические
работники?
31. Какую ответственность за нарушения законодательства по БЖД несут должностные лица?
32. Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований КЗОТ и Федерального
закона «Об основах охраны труда в РФ»?
33. Какая ответственность предусмотрена  за нарушение закона  «Об охране окружающей
природной среды» и закона  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»?
34. Последняя требует возмещения не только нанесенного по чьей-то вине материального
ущерба, но ещё чего?
Ключ к выходному контролю по теме № 1.7. «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ   ЧС. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЧС».

1. Что составляет правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях (ЧС)?
Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях (ЧС) составляют отдельные разделы законов «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения », «О терроризме», «О гражданской обороне».

2. Какой правовой акт является основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий?
Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.).

3. Что говорится  в главе I «Общие положения» закона?
В гл. I «Общие положения» закона разъясняются:

  1. его основные понятия,
  2. цели,
  3. определяются единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС,
  4. границы зон ЧС,
  5. основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.

 
4. О чём говорится в отдельной статье закона?
Отдельная статья связана с обеспечением гласности и информации о ЧС.

5. Чему посвящена  глава II  закона?
Гл. II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ;

6. Чему посвящена  глава III закона?
гл. III - принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС;

7. Что определяет глава IV закона?
гл. IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС;

8. С чем связана глава V Закона?
гл. V связана с подготовкой населения к ЧС;

9. С чем связана глава VI  закона?
гл. VI - с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

 

10. С чем связана глава VII  закона?
гл. VII - с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области;

11. Чему посвящена глава VIII закона?
гл. VIII посвящена международным договорам по защите от ЧС.

12. Что является основным видом нормативно-технической документации по ЧС?
Основным видом нормативно-технической документации по ЧС является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) —22 система ГСС.

13.Сколько групп стандартов она включает в себя?
Она включает в себя 10 групп стандартов.

14. Назовите наименование групп стандарта и их кодовое название.

  1. группа 0;     
  2. группа 1;
  3. группа 2;
  4. группа 3;

15. Назовите наименование групп стандарта и их кодовое название.

  1. группа 4;
  2. группа 5;
  3. группа 6;
  4. группа 7;

16. Назовите наименование групп стандарта и их кодовое название.

  1. группа 8;
  2. группа 9;
  3. группа  10, 11.

Их наименование, определяющее содержание, приведено ниже (номер группы, наименование групп стандарта, кодовое наименование):

  1. группа 0 – основополагающие стандарты – основные положения;
  2. группа 1-- стандарты в области мониторинга – мониторинг и прогнозирование;
  3. группа 2 – стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства – безопасность объектов народного хозяйства;
  4. группа 3 – стандарты в области обеспечения безопасности населения—безопасность населения;
  5. группа 4 – стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов -  безопасность населения;
  6. группа 5 – стандарты в области  обеспечения безопасности с/х животных и растений – безопасность с\х животных и растений;
  7. группа 6 –стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения – безопасность воды;
  8. группа 7 – стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения – управление, связь и оповещение—управление, связь , оповещение;
  9. группа 8 – стандарты в области ликвидации ЧС – ликвидация ЧС;
  10. группа 9 -- стандарты в области технического оснащения аварийно--спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей—аварийно—спасательные средства;
  11. группа  10, 11 – резерв.

18. Что устанавливают стандарты группы 0? (семь положений)
Стандарты группы 0 устанавливают:

  1. основные положения (назначение, структура, классификация) комплекса стандартов БЧС;
  2. основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;
  3. классификацию ЧС;
  4. классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности;
  5. номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;
  6. предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС;
  7. основные положения и правила метрологического обеспечения контроля состояния сложных технических систем в ЧС.

17. Расшифруйте  «ГСС», «ГОСТ», «ОСТ», «СТ».
Государственная система стандартов, государственный стандарт, отраслевой стандарт, стандарт предприятия.

19. Расшифруйте в системе стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»
следующую систему обозначений: ГОСТ 22.Х.ХХ – XX,  где X – это?  
      XX – это?      ХХ – это?
В системе стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» принята следующая система обозначений: ГОСТ 22.Х.ХХ-XX,  где X.-- номер группы в системе; XX - соответственно номер стандарта в группе и  следующие  ХХ--год регистрации или пересмотра стандарта.

20. Расшифруйте ГОСТ 22.3.03 – 94.
Значит, если нам нужен стандарт «БЧС. Защита населения. Основные положения», необходимо искать его в 22 системе ГСС в группе 3, где и находим его как ГОСТ 22.3.03 – 94.

21. Каким Положением определено государственное управление в ЧС?
Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и органы управления ЧС организаций.

22. Что обеспечивает РСЧС?
Она обеспечивает систему мер предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС.

23. Что она включает в себя и координирует их действия в каких целях?
Она включает в себя соответствующие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

24. Какие подсистемы и уровни включает в себя РСЧС? 
РСЧС включает в себя территориальные и функциональные подсистемы, имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный.

25. Как называется главный  исполнительный орган федерального уровня РСЧС?
Главный орган федерального уровня — МЧС (министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий).

26. Из чего состоят территориальные подсистемы РСЧС субъектов РФ?
Территориальные подсистемы РСЧС субъектов РФ состоят из звеньев, соответствующих принятому в России административно-территориальному делению.

27. Для чего предназначена  и что включает в себя каждая территориальная    
      подсистема (звено)?
Каждая территориальная подсистема (звено) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и включает в себя координирующий орган — комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС) (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую, объектовую) и орган повседневного руководства (центр управления и дежурно-диспетчерскую службу), силы и средства функциональных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские, материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения.

Структура территориальных подсистем и их звеньев определяются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи конкретных регионов, организация и порядок функционирования территориальных подсистем и их звеньев определяются положениями, утвержденными соответствующими органами исполнительной власти.

28. Кем и для чего создаются функциональные подсистемы?
Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в порученных им отраслях экономики.

29.  Что входит в состав сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС?
В состав сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием потенциально опасных объектов и в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обязанности и ответственность технических работников предприятий в части соблюдения законодательства по БЖД определена в рассмотренных выше основных законах. Конкретные обязанности оговариваются в должностных инструкциях.

30. Какую ответственность за нарушения законодательства по БЖД несут технические работники?
За нарушения законодательства по БЖД технические работники несут ответственность: дисциплинарную,  административную, гражданско-правовую, материальную, уголовную.

31. Какую ответственность за нарушения законодательства по БЖД несут должностные лица?
Дисциплинарная и уголовная (административная) ответственность применяется только к должностным лицам.

32. Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований КЗОТ и Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ»?
За нарушение требований КЗОТ и Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», кроме того предусмотрена материальная ответственность.

33. Какая ответственность предусмотрена  за нарушение закона  «Об охране окружающей природной среды» и закона  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера»?
За нарушение закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - гражданско-правовая ответственность.

34. Гражданско-правовая ответственность требует возмещения не только
нанесенного по чьей-то вине материального ущерба, но и ещё чего…?
Гражданско-правовая ответственность требует возмещения не только нанесенного по чьей-то вине материального ущерба, но и упущенной выгоды. Например, если в результате нарушения требований технологического регламента произошел аварийный выброс ядовитых веществ и погибла растительность садовых участков, то возмещению подлежит не только стоимость деревьев и кустарников, но и стоимость несостоявшегося урожая.

Категория: Мои статьи | Добавил: ViRuS (30.01.2008)
Просмотров: 5976 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [18]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 325
Статистика
Форма входа
Поиск
Архив записей