Пятница, 26.04.2024, 05:30 | Приветствую Вас Гость

Безопасность жизнедеятельности

Главная » Статьи » Мои статьи

1.1

1ТЕМА № 1. «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. КЛАССИФИКАЦИЯ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧС».

 

В основе большинства чрезвычайных ситуаций (ЧС) происходящих на земле лежат: дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дестабилизация технических и специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений, некомпетентные или умышленные действия людей.  Поэтому при обеспечении безопасности жизнедеятельности человека важное значение приобретают профилактика, прогнозирование и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Федеральный Закон РФ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера » (1994 г.) вводит термины и определения, применяемые в наименовании и содержании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), далее именуемой единой системой.
Чрезвычайная ситуация-обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли  за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Научно-технический прогресс и явное отставание от него общекультурного развития человечества создают всё более ощутимый в последние годы разрыв между повышением всех видов рисков с одной стороны, умением и готовностью людей учитывать эти риски для обеспечения своей личной  безопасности и безопасности окружающей природной и техногенной среды с другой стороны.
Организация работы по предупреждению ЧС в масштабах страны проводится в рамках Федеральной целевой программы  «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2005 года » .(Постановление Правительства РФ № 1098 от 29.09.1999 г.). В соответствии с этим постановлением определены основные направления предупреждения ЧС, уменьшения потерь и ущерба от них:

  1. -мониторинг окружающей среды и состояния объектов народного хозяйства;
  2. -прогнозирование ЧС природного и техногенного характера и оценка их риска;
  3. -рациональное размещение производственных сил по территории страны с точки       зрения природной и техногенной безопасности;
  4. -предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путём систематического снижения их накапливающегося потенциала;
  5. -предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надёжности оборудования;
  6. -разработка и осуществление технологических мер по снижению возможных потерь и ущерба от ЧС (смягчению их возможных последствий) на конкретных объектах и территориях;
  7. -подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;
  8. -разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и  их последствий;
  9. -декларирование промышленной безопасности и лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;
  10. -проведение государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС;
  11. -проведение государственного надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности;
  12. -страхование природных и техногенных рисков;
  13. -информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

Действие выше названого Постановления Правительства РФ будет пролонгировано и на последующие годы.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996г. № 1094 утверждено «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Оно предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ их зон и адекватного реагирования на них, а также определению и разграничению полномочий организаций и субъектов РФ при ликвидации их последствий.
Под источником ЧС понимают опасное природное явление, опасное техногенное  происшествие (аварию) или широко распространенную инфекционную болезнь людей   (эпидемию), сельскохозяйственных животных (эпизоотию) и растений (эпифитотию).
Источником ЧС может быть и применение современных средств поражения при ведении военных действий  (ГОСТ Р22.0.02.94).
ЧС могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению ЧС можно подразделять на ситуации природного (стихийные бедствия), техногенного, экологического, социально-политического и социально-опасного  характера.
Стихийные бедствия–опасные природные явления или процессы, имеющие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, человеческим жертвам, разрушению и уничтожению материальных ценностей.
Техногенными ЧС можно считать внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьёзными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, радиоактивным, химическим, биологическим заражением больших территорий, групповым поражением (гибелью) людей.
Экологические ЧС–качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных  факторов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека и оказывающее вредное воздействие на людей, животный и растительный мир, окружающую среду в целом.
Социально–политические конфликты–крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с применением современных средств поражения (региональные и глобальные военно-политические конфликты), а так же межнациональные и религиозные противоречия, сопровождающиеся насилием.

Социально-опасные явления – терроризм, голод, общественные беспорядки, алкоголизм,  наркомания,  токсикомания и др.
.

          ЧС также можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций; по степени внезапности (внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые); по скорости распространения (взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся или распространяющиеся умеренно, плавно);  по масштабу распространения; по продолжительности действия (носят кратковременный характер или имеют затяжное действие); по характеру (могут быть преднамеренными (умышленными) и непреднамеренными (неумышленными); по сложности обстановки (например, так классифицируют крупные пожары); по тяжести последствий.
В основу классификации (утверждено правительством Российской Федерации Постановлением № 1094 от 13.09.96) положены масштабы ЧС. Классификационные признаки определяются количеством пострадавших людей или людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, размером материального ущерба и размерами зон распространения поражающих факторов. ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 чел. либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел., либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местнойотносится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 чел., либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)  и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.
К региональной и федеральной соответственно относятся ЧС, в результате которых пострадало от 5 до 500 и свыше 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и свыше 1000 чел., либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. и свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) и зона чрезвычайной ситуации охватывает территории двух субъектов РФ или выходит за их пределы.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.
Чрезвычайные ситуации, в том числе аварии на промышленных объектах в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

  1. первая - накопление отклонений от нормального состояния или процесса;
  2. вторая - инициирование чрезвычайного события (аварии, катастрофы или стихийного бедствия). В период аварии на производстве предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние, когда появляется фактор неустойчивости. Этот период можно назвать «аварийной ситуацией» — авария еще не произошла, но предпосылки налицо. В этот период в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо ее предотвратить, либо существенно уменьшить ее масштабы;
  3. третья - процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов. В период аварии на производстве происходит высвобождение энергии, вещества, такая авария может носить разрушительный характер;
  4. четвертая - выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных  (вторичных) факторов поражения;
  5. -пятая - ликвидация последствий аварии или стихийного бедствия; проведение  аварийно-спасательных  и других неотложных работ (АСДНР) в очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыкающих к  объекту пострадавших зонах.

   В настоящее время существуют два основных направления минимизации риска возникновения и последствий ЧС на промышленных объектах. Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления технические системы и объекты снабжаются различными защитными устройствами и средствами взрыво- и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т. д.
Второе направление заключается в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях ЧС. Основой  его является формирование планов действий в ЧС, создание которых невозможно без детальной разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных промышленных объектах. Для разработки такого рода сценариев необходимо располагать экспериментальными и статистическими данными по физическим и химическим явлениям, составляющим возможную аварию. Необходимо уметь прогнозировать размеры и степень поражения объекта при возможном воздействии на него различных видов поражающих факторов.
С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство РФ постановлением от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» ввело для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности, обязательную разработку декларации промышленной безопасности.
Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59 введен в действие «Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации». Декларация безопасности промышленного объекта является документом, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и разработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных ЧС. Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий.
Как итоговый документ декларация безопасности включает следующие разделы: общая информация об объекте; анализ опасности промышленного объекта; обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации ЧС; материалы по информированию общественности и приложения, включающие ситуационный план объекта и информационный лист.
Декларация безопасности промышленного объекта с особо опасными производствами является обязательным документом, который разрабатывается организацией собственными силами (или организацией, имеющей лицензию на такой вид работ) и представляется  в органы Госгортехнадзора России при получении (продлении) лицензии на осуществление промышленной деятельности, связанной с повышенной опасностью производства.
Прогнозирование ЧС - это метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф. Различают долгосрочные   и краткосрочные   прогнозы. Долгосрочные прогнозы направлены на изучение и определение сейсмических районов, территорий, где возможны селевые потоки или оползни, границ зон вероятного затопления при авариях плотин или природных наводнениях, а также границ очагов поражения при техногенных авариях.  Краткосрочные прогнозы используются для ориентировочного определения времени возникновения ЧС.
Для составления прогнозов используются различные статистические данные, а также сведения о  некоторых физических и химических характеристиках окружающих природных сред. Так, для прогнозирования землетрясений в сейсмоопасных районах изучают изменение химического состава природных вод, проводят наблюдение за изменением уровня воды в колодцах, определяют механические и физические (электрические и магнитные) свойства грунта. Значительную информацию для прогноза землетрясений может дать наблюдение за поведением некоторых животных.
Разработаны методы прогнозирования пожаров - лесных, торфяных и др. Для прогнозирования влияния скрытых очагов пожара (подземных или торфяных) на возможность возникновения лесных пожаров используется фотосъемка в инфракрасной части спектра, осуществляемая с самолетов или космических аппаратов.
Для прогнозирования обстановки, возникающей при развитии различных ЧС, применяют математические методы (математическое моделирование).
При прогнозировании ЧС планируют постоянно проводимые, фоновые изащитные мероприятия.
К постоянно проводимым мероприятиям относятся постоянный контроль за качеством строительно-монтажных работ при возведении зданий и сооружений, создание надежной системы связи и оповещения о возникновении ЧС, строительство защитных укрытий и убежищ, снабжение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), обязательное обучение населения правилам поведения в ЧС, разработка планов ликвидации последствий ЧС,  их финансовое и материальное обеспечение и др.
При предсказании момента ЧС (фоновые и защитные мероприятия)  проверяются и приводятся в готовность система оповещения населения, а также аварийно-спасательные службы, развертывается система наблюдения и разведки, нейтрализуются особо опасные производства и объекты (химические предприятия, атомные электростанции и др.), проводится частичная эвакуация населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы выходного контроля по теме № 1. «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧС. КЛАССИФИКАЦИЯ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧС».

 

1. Что лежит в основе большинства чрезвычайных ситуаций (ЧС) происходящих на земле?
(четыре положения)
2.  Какие направления в деятельности людей приобретают важное значение при обеспечении
безопасности их жизнедеятельности? (три положения)
3. Дать определение  «чрезвычайной ситуации» из положений Федерального Закона РФ № 68
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного   
характера» (1994 г.).
4. Что такое «предупреждение чрезвычайных ситуаций»?
5. Что такое «ликвидация чрезвычайных ситуаций»?
6. Что такое «зона чрезвычайной ситуации»?
7. Что понимают под источником ЧС?
8. Что ещё может быть источником ЧС?
9.  Как определяются «стихийные бедствия»?
10. Что считается «техногенными ЧС»?
11. Дать определение «экологическим ЧС».
12. Что такое «социально–политические конфликты»?
13. Что такое «социально-опасные явления»?
14. Как ещё можно классифицировать ЧС? (восемь определений).
15. Что положено в основу этой  классификации (утверждено правительством Российской  
Федерации Постановлением № 1094 от 13.09.96)?
16. Как определяются  классификационные признаки (три положения)?
17. Как подразделяются ЧС (пять положений)?
18. К первому положению относятся  какие ЧС?
19. Ко второму  положению относятся  какие ЧС?
20. К третьему положению относятся  какие ЧС?
21. К четвёртому положению относятся  какие ЧС?
22. К пятому положению относятся  какие ЧС?
Чрезвычайные ситуации, в том числе аварии на промышленных объектах в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:
23. Дать определение первой.
24. Дать определение второй.
25. Дать определение третьей.
26. Дать определение четвёртой.
27. Дать определение пятой.
В настоящее время существуют два основных направления минимизации риска возникновения и последствий ЧС на промышленных объектах.
28. Дать определение первому.
29. Что является  его основой?
30. Дать определение второму.
31. Что является его основой?
32. С какой целью и на каких предприятиях введена  разработка  «Декларации  
промышленной безопасности».
33. Какие разделы включает «Декларация промышленной безопасности».
34. Что такое «прогнозирование ЧС»?
35. На что направлены долгосрочные прогнозы?
36. Как используются краткосрочные прогнозы?
37. Какие ещё методы применяется при прогнозировании обстановки?
38. Какие два типа мероприятий планируют при прогнозировании ЧС?
39. Что относится к первому типу?
40. Что относится ко второму типу?

 

Ключ к вопросам выходного контроля по теме № 1. «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. КЛАССИФИКАЦИЯ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧС».

 

1. В основе большинства чрезвычайных ситуаций (ЧС) происходящих на земле лежат:
1)  дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой;
2)  дестабилизация технических и специальных контролирующих систем;
3)  нарушение общественных отношений;
4) некомпетентные или умышленные действия людей.

2. Поэтому при обеспечении безопасности жизнедеятельности человека важное значение приобретают:
1) профилактика ЧС;
2) прогнозирование ЧС;
3)  ликвидация последствий ЧС.

3. Чрезвычайная ситуация-обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли  за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 4. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

5. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

6. Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

7. Под источником ЧС понимают:
1) опасное природное явление;
2) опасное техногенное  происшествие (аварию);
3) широко распространенную инфекционную болезнь людей   (эпидемию), сельскохозяйственных животных (эпизоотию) и растений (эпифитотию).

8. Источником ЧС может быть  применение современных средств поражения при ведении военных действий  (ГОСТ Р22.0.02.94).

9. Стихийные бедствия–опасные природные явления или процессы, имеющие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, человеческим жертвам, разрушению и уничтожению материальных ценностей.

10. Техногенными ЧС можно считать внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьёзными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, радиоактивным, химическим, биологическим заражением больших территорий, групповым поражением (гибелью) людей.
11. Экологические ЧС – качественное изменение биосферы, вызванное действием антропогенных  факторов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека и оказывающее вредное воздействие на людей, животный и растительный мир, окружающую среду в целом.

12. Социально–политические конфликты–крайне острая форма разрешения противоречий между государствами с применением современных средств поражения (региональные и глобальные военно-политические конфликты), а так же межнациональные и религиозные противоречия, сопровождающиеся насилием.

13. Социально-опасные явления – терроризм, голод, общественные беспорядки, алкоголизм,  наркомания,  токсикомания и др.
.

 14.ЧС также можно классифицировать:
1) по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций;
2) по степени внезапности - могут быть внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые
    (прогнозируемые);
3) по скорости распространения (взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся
    или  распространяющиеся умеренно, плавно); 
4)по масштабу распространения (основной);
5) по продолжительности действия (носят кратковременный характер или имеют
    затяжное действие);
6) по характеру могут быть преднамеренными (умышленными) и непреднамеренными
    (неумышленными);
7) по сложности обстановки (например, так классифицируют крупные пожары);
8)  по тяжести последствий.

15. В основу классификации (утверждено правительством Российской Федерации Постановлением № 1094 от 13.09.96) положены масштабы ЧС.

16. Классификационные признаки определяются:
1) количеством пострадавших людей или людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности;
2) размером материального ущерба;
3) размерами зон распространения поражающих факторов.

17.ЧС подразделяются на:
1) локальные;
2) местные;
3) территориальные;
4) региональные и федеральные;
5) трансграничные.

18. К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 чел. либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел., либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

19. К местнойотносится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

20. К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 чел.,  либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ)  и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

21. К региональной и федеральной соответственно относятся ЧС, в результате которых пострадало от 5 до 500 и свыше 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и свыше 1000 чел., либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. и свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) и зона чрезвычайной ситуации охватывает территории двух субъектов РФ или выходит за их пределы.

22. К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

Чрезвычайные ситуации, в том числе аварии на промышленных объектах в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

23. Первая - накопление отклонений от нормального состояния или процесса;

24. Вторая - инициирование чрезвычайного события (аварии, катастрофы или стихийного бедствия). В период аварии на производстве предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние, когда появляется фактор неустойчивости. Этот период можно назвать «аварийной ситуацией» — авария еще не произошла, но предпосылки налицо. В этот период в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо ее предотвратить, либо существенно уменьшить ее масштабы;

25. Третья - процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов. В период аварии на производстве происходит высвобождение энергии, вещества, такая авария может носить разрушительный характер;

26. Четвертая - выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных  (вторичных) факторов поражения;

27. Пятая - ликвидация последствий аварии или стихийного бедствия; проведение  аварийно-спасательных  и других неотложных работ (АСДНР) в очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыкающих к  объекту пострадавших зонах.

   В настоящее время существуют два основных направления минимизации риска возникновения и последствий ЧС на промышленных объектах.

28.Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем.

29. В рамках этого направления технические системы и объекты снабжаются различными защитными устройствами и средствами взрыво- и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров.

30.Второе направление заключается:  в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях ЧС.

31.Основой  его является формирование планов действий в ЧС, создание которых невозможно без детальной разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных промышленных объектах.

32.  С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство РФ постановлением от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» ввело для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности, обязательную разработку «Декларации промышленной безопасности».
Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59 введен в действие «Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации».
 «Декларация безопасности промышленного объект» является документом, в котором
1) отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте;
2) приведён перечень разработанных мероприятий по обеспечению промышленной
    безопасности и готовности к действиям в техногенных ЧС.
Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий.

33.Как итоговый документ декларация безопасности включает следующие разделы:
1) общая информация об объекте;
2) анализ опасности промышленного объекта;
3) комплекс мероприятий по обеспечению готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации ЧС;
4)  материалы по информированию общественности;
5) приложения, включающие ситуационный план объекта и информационный лист.

34.Прогнозирование ЧС - это метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Различают долгосрочные   и краткосрочные   прогнозы.

35. Долгосрочные прогнозы направлены:
1) на изучение и определение сейсмических районов;
2) территорий, где возможны селевые потоки или оползни;
3) границ зон вероятного затопления при авариях плотин или природных наводнениях;
4) границ очагов поражения при техногенных авариях.

36. Краткосрочные прогнозы используются для ориентировочного определения времени возникновения ЧС.

37. Для прогнозирования обстановки, возникающей при развитии различных ЧС, применяют математические методы (математическое моделирование).

 

38.При прогнозировании ЧС планируют:
1)постоянно проводимые мероприятия;
2) фоновые изащитные мероприятия.

39.К постоянно проводимым мероприятиям относятся:
1) постоянный контроль за качеством строительно-монтажных работ при возведении
   зданий и сооружений;
2) создание надежной системы связи и оповещения о возникновении ЧС;
3) строительство защитных укрытий и убежищ (ЗС ГО);
4) снабжение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ);
5) обязательное обучение населения правилам поведения в ЧС;
6) разработка планов ликвидации последствий ЧС, 
7) их финансовое и материальное обеспечение и др.

40.При предсказании момента ЧС (фоновые и защитные мероприятия): 
1) проверяются и приводятся в готовность системы оповещения населения, а также
    аварийно-спасательные службы;
2) развертывается система наблюдения и разведки;
3) нейтрализуются особо опасные производства и объекты (химические предприятия,
     атомные электростанции и др.;
4) проводится частичная эвакуация населения.

Категория: Мои статьи | Добавил: ViRuS (30.01.2008)
Просмотров: 10697 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [18]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 325
Статистика
Форма входа
Поиск
Архив записей